Коммунисты Петербурга и Ленобласти. Коммунисты России
Главное меню
Главная
Новости
История КПЛО
Выборы
Документы
Статьи лидеров КПЛО
СМИ о нас
Программа КПЛО
Депутаты-Коммунисты
ENGLISH
Старый сайт
ВСТУПИТЬ В ПАРТИЮ
Партнеры
Мы в контакте
Контакты
Карта сайта
Twitter Малинковича

Подписывайтесь на Twitter С.Малинковича
Оказать помощь

Товарищи!
Вы можете оказать посильную материальную помощь коммунистам:
Webmoney:
R369783697292
Z196298694566
Яндекс-Деньги:
41001621643334


РЯДОМ С ВОЖДЯМИ. ЖЕЛЕЗНЫЙ НАРКОМ Л.М.КАГАНОВИЧ Печать E-mail
14.11.2014 г.

В Большой Советской Энциклопедии (1970-х годов издания) нет статьи о Л.М. Кагановиче. Видимо, главной редакции во главе с М. Прохоровым дана была отмашка не помещать материалы о многих людях, входивших в окружение И.В. Сталина, подвергавшегося тогда и сейчас всяческим нападкам со стороны своих и чужих. Лазарь Моисеевич Каганович (22.11.1893 – 25.7.1991), советский государственный и политический деятель. Вместе с другими видными партийными деятелями входил в руководящее ядро большевистской партии, которое сложилось вокруг И.В. Сталина и отстояло великое дело Ленина, сплотило партию и народ в борьбе за социализм. Он был непримиримым бойцом партии с троцкизмом, правой оппозицией и буржуазным национализмом, с различными антисоветскими группировками. Вступив в партию РСДРП в 1911, он прошел с ней долгий и трудный путь борьбы и побед.

Участник Гражданской войны. По предложению Генерального секретаря ЦК РКП (б) И.В. Сталина Каганович в 1922 г. назначается заведующим Организационно-распределительным отделом ЦК. На XII съезде партии избран кандидатом в члены ЦК РКП (б). В 1925 г. избран Генеральным секретарем ЦК КП (б) Украины. С 1930 по 1935 был первым секретарем Московского комитета партии. С 1930 по 1957 г. член Политбюро (Президиума) ЦК ВКП(б) – КПСС. В 1935-1944 нарком путей сообщения СССР.
В годы Великой Отечественной войны Л.М. Каганович член Государственного Комитета Обороны (1942-1945), член Военных советов Северо-Кавказского и Закавказского фронтов. Он отвечал за транспортные перевозки грузов, за работу военных трибуналов и загранотрядов. Герой Социалистического труда (1943). С 1947 г. Каганович заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.
Виднейший представитель «сталинской гвардии», самоучка из-за «черты оседлости» в годы советской власти вознесся к ее вершинам. На протяжении более четверти века возглавлял промышленность и транспорт СССР. Его называли «железным наркомом», «железным Лазарем», «лучшим учеником Сталина», ему поручали самые ответственные задания. Непоколебимый большевик, он остался верным своим убеждениям до конца своей долгой жизни. Уйдя из большой политики после смерти Сталина, Каганович дожил до перестройки.
Лазарь (Лейзар) Моисеевич Каганович родился в деревне Кабаны в глубине украинского Полесья на границе с белорусским Полесьем. В деревне было более 300 дворов. На западной ее окраине располагалась еврейская колония 15-20 дворов. Деревня находилась в 30 км от Чернобыля среди болот и лесов (из них 5-10 дворов были богатые и 30 дворов зажиточные). Жили очень бедно; одевались в свитки, обувались в лапти. Работы не было, поэтому значительная часть мужиков уходила на отхожие промыслы: лесозаготовки, сплав леса, на железнодорожное строительство и др. Практически все были неграмотными. Была школа-однолетка, но детям бедняков туда было не попасть.
Евреи империи Романовых были ущемлены в различных правах более чем по 650 позициям относительно прочих подданных. Они могли проживать лишь в пределах 15 губерний «черты оседлости» и не имели права избирать и избираться в органы местного самоуправления (земства, городские думы), их не принимали на государственную службу и ограничивали в допуске к образованию. Отец Моисей (Мошка) Каганович, сын безземельного батрака Бенциона (Бени), работал на лесозаготовках с 13 лет, а затем стал квалифицированным рабочим на новом смоляно-дегтярном заводе. Женившись на дочери разорившегося чернобыльского ремесленника и не имея за душой никакого жилья, он снял небольшой сарайчик для хранения овощей в украинской части села. В этой, крытой камышом землянке, родилось 13 детей семьи Кагановичей, из числа которых выжило лишь шестеро – дочь Рахиль и пятеро сыновей, среди них и Лейзар, появившийся на свет 10 (22)ноября 1893 года.
Выжившие дети Моисея Кагановича должны были неизбежно повторить судьбу своего деда и отца, безвыездно проживших жизнь в глухомани. Все должно было случиться именно так. Но история распорядилась иначе. Все пятеро сынов Кагановичей станут рабочими и вступят в ряды социал-демократической партии, будут коммунистами – большевиками. Отца, получившего тяжелую травму на заводе, вышвырнули с завода без всякой компенсации за увечье. Старшим братьям, чтобы прокормить семью, пришлось стать вместо отца рабочими. Израиль пошел на лесозаготовки, Аарон стал рабочим-столяром, Михаил – металлистом. Лазарь нанялся батраком в крестьянские семьи за зерно и продукты. Капитализм востребовал их труд, преобразовал сознание, взрастив свою собственную историческую гибель. Неграмотный рабочий Михаил Каганович первым занес в родное село ростки социалистической пропаганды, к которой вскоре приобщится младший брат Лазарь. Он просил объяснить разницу между словами «большевик» и «меньшевик». Не значит ли это, что большевики хотят большего, а меньшевики – меньшего? По сути это так и было.
Получив начальное образование, уехал на заработки в возрасте 13 лет в г. Киев, где устроился на кожевенный завод. В 1911 г. принят в члены РСДРП(б). Принимал активное участие в работе профсоюза кожевников. В 1915 г. арестован и выслан в родную деревню Кабаны, после чего перешел на нелегальное положение и вместе с женой перебрался в Юзовку (с 1924 г. – г. Донецк), где после Февральской революции стал заместителем председателя Юзовского Совета и председателем союза кожевников. Весной 1917 г. Кагановича по заданию партии большевиков направляют в армию на военную службу в Саратов для ведения пропагандистской работы среди солдат. В период Первой мировой войны Саратов стал крупным центром сосредоточения воинских частей, главным образом запасных полков, в которых обучали солдат перед отправкой на фронт. В 1917 г. в Саратовском гарнизоне было около 50 тыс. солдат и офицеров. В марте-апреле он председатель военной организации большевиков в Саратове. 16-23 июня 1917 г. принимает участие в работе Всероссийской Конференции фронтовых и тыловых военных организаций при ЦК РСДРП(б) в Петрограде. Дважды с докладами о текущем моменте и об аграрном вопросе выступал В.И. Ленин. С докладом о национальном движении и национальных полках выступил И.В. Сталин. Был сделан вывод о том, что каждая нация имеет право на формирование национальных частей. В то же время подчеркивалось, что в данный момент создание национальных полков не отвечает интересам трудящихся масс. Конференция избрала Всероссийское бюро военных организаций при ЦК РСДРП(б) под председательством Подвойского Н.И. В состав бюро избран и Л.М. Каганович. В ходе конференции он впервые встречается с В.И. Лениным, И.В. Сталиным, В.В. Куйбышевым, Я.М. Свердловым, Н.И. Подвойским, Н.В. Крыленко и др. Конференция наметила четкую программу действий военных партийных организаций в развивающейся социалистической революции. После возвращения с конференции в Саратов, его вновь арестовывают и вместе с маршевой ротой направляют на фронт. Но везут его не со всеми солдатами его роты, а в отдельном арестантском вагоне в деревянной клетке. Однако в Гомеле местные большевики освобождают его (отбивают у охраны). Позже с него было снято обвинение и он мог работать легально. С августа 1917 г. становится в Гомеле председателем Полесского комитета РСДРП(б), сыграв важную роль в приходе к власти большевиков в Гомеле и Могилеве (Белоруссия).
После Великой Октябрьской социалистической революции Л.М. Каганович становится одним из организаторов Красной Армии. В 1918 г. он комиссар отдела Всероссийской коллегии по организации и формированию Красной Армии. Коллегия была образована декретом СНК от 15 (28) января 1918 г. при Наркомвоене с задачами: согласование деятельности местных организаций по формированию новой армии; учет вновь формируемых боевых единиц; руководство формированием и обучением войск; обеспечение войск вооружением и всеми видами довольствия; разработка новых инструкций, наставлений, уставов для войск. Председателем Всероссийской коллегии был Подвойский Николай Ильич (1880-1948 гг.), одновременно занимая должность наркома по военным делам; с января по сентябрь 1919 г. – наркомвоенмор Украины. Всероссийская Коллегия включала отделы: организационно-агитационный, формирования и обучения, мобилизационный, вооружения, снабжения, транспортный, санитарный, финансовый и др. Во главе отделов стояли комиссары. Каганович стал комиссаром организационно-агитационного отдела (с 23 апреля – агитационно-просветительный отдел). Он состоял из 25 человек и размещался в Мариинском дворце Петрограда. Зарплата комиссара отдела была 500 рублей в месяц, машинистки и делопроизводителя – по 350 руб. 16 января В.И. Ленин подписал декрет Совнаркома об ассигновании 20 миллионов рублей на организацию РККА. Это была, конечно, незначительная сумма. Из нее открывались кредиты местным, областным, краевым Советам, армейским комитетам, штабам РККА для организации рабоче-крестьянской армии, для снабжения солдат и их семей, для организации Центрального Управления.
2-й Всероссийский Съезд Советов 25 октября (7 ноября) 1917 г., объявив о взятии власти, призвал к защите завоеваний Октября. В соответствии с этим в составе Совнаркома создается комитет по военным и морским делам, с декабря – Коллегия по военным и морским делам, с февраля 1918 г. – Наркомат по военным делам. Всесоюзная коллегия по организации и формированию РККА после 8 мая 1918 г. включена в состав Всероссийского Главного Штаба. Но еще в марте на основании решений VII съезда РКП (б) (6-8 марта 1918 г.) и IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов (14-16 марта) продолжалось формирование частей Красной Армии из числа добровольцев и было широко развернуто военное обучение трудящихся масс. После переезда Коллегии в Москву вместе с Советским правительством (12 марта), отдел Кагановича разместился на Сретенском бульваре в здании бывшего страхового общества. Здесь продолжалась работа по созданию в кратчайший срок 1,5-миллионной армии, которая бы по своей технике и боевой силе не уступала германской и японской армиям. В апреле Красная Армия насчитывала 200 тысяч добровольцев, а в июне – около 0,5 миллиона. Но нужно было создавать Красную Армию как регулярную и постоянную на основе обязательной воинской повинности. Начало этому было положено уже в апреле. 8 апреля был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных военных комиссариатов. Одновременно (26 апреля) был издан декрет «О сроке службы», устанавливающий срок службы добровольцев не менее 6 месяцев. 22 апреля ВЦИК принял «Торжественное обещание» - присягу красноармейца при вступлении его в армию. В армии были введены военные комиссары и создано Всероссийское бюро военных комиссаров. В связи с этим организационно-агитационный отдел был ликвидирован и Каганович, с одобрения В.И. Ленина направляется на партийную работу в Нижний Новгород. Здесь он работал с мая 1918 г. по август 1919 г., занимая должности агитатора, заведующего агитационным отделом, председателя губернского комитета РКП (б) и губернского Исполнительного комитета. Главные задачи, которые пришлось решать Кагановичу в Нижнем Новгороде, это агитация, формирование отрядов и частей Красной Армии (в основном из добровольцев) и отправка их на Южный фронт.
После осложнения военной обстановки на воронежском участке Южного фронта, Лазарь Моисеевич в сентябре1919 г. после встречи с В.И. Лениным, был направлен в Воронеж в качестве уполномоченного ЦК и прибыл туда 3 сентября. В Воронеже необходимо было помочь партийным и советским органам в организации обороны против наступающих войск Деникина. Бои за Воронеж продолжались с 9 по 13 сентября и окончились победой частей Красной Армии. Город был полностью очищен от врага. Пробыв в Воронеже до 19 сентября, Каганович принимал участие в обороне города, заведовал политотделом Совета обороны и лично сражался с винтовкой в руках на передовых позициях под Воронежем. 25 сентября он прибыл в Москву и был принят в ЦК, где выступил с докладом о проделанной работе. В конце сентября обстановка на Южном фронте еще более ухудшилась. 1 октября корпус генерала Шкуро занял Воронеж. В связи с этим на Южный фронт был послан И.В. Сталин. Фронт был усилен конным корпусом Буденного. 24 октября Воронеж был полностью и окончательно освобожден от деникинских войск. Каганович как председатель губревкома и губисполкома приветствовал красных конников и лично С.М. Буденного, Щаденко (представитель Южного фронта), которым предстояло форсирование р. Дон на занимаемый противником правый берег. Переправа конного корпуса осуществлялась 28-29 октября, закончилась победоносно, что дало возможность закрепиться на плацдарме и готовиться к наступлению на Касторное. Перед отъездом из Воронежа Буденный, Щаденко и Каганович обсуждали вопрос о преобразовании конного корпуса в конную армию и назначения членом Реввоенсовета этой армии К.Е. Ворошилова. По этому поводу Л.М. Каганович написал письмо И.В. Сталину (член Реввоенсовета Южного фронта) с просьбой решить этот вопрос положительно. 19 ноября 1919 г. в Ново-Михайловке (в районе Новый Оскол) корпус был преобразован в 1-ю Конную армию с реввоенсоветом во главе в составе: командующего армией Буденного Семена Михайловича, членов Реввоенсовета Ворошилова Климента Ефремовича и Щаденко Ефима Афанасьевича. В состав конной армии вошли три кавалерийские дивизии: 4-я (Городовиков О.И.), 6-я (Тимошенко С.К.), и 11-я (Матузенко В.И.), а также отдельные части и подразделения. Всего в армии было до 18 тыс. человек, 362 пулемета, 48 орудий, 36 бронеавтомобилей, 4 бронепоезда, и 24 самолета.
В начале декабря 1919 г. работал VII Всероссийский съезд Советов, избравший Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), в состав которого вошел и Каганович-Воронежский. Приставка «Воронежский» потребовалась для того, чтобы не путать Кагановича с однофамильцем. В сентябре 1920 г. Каганович был послан ЦК РКП (б) в Туркестан (Туркестан включал Узбекскую, Таджикскую, Туркменскую, Киргизскую и большую часть Казахской – нынешних республик) членом Туркестанской комиссии ВЦИК и Совнаркома, а также членом Туркестанского бюро ЦК РКП(б). Здесь же он работал одним из руководителей Реввоенсовета Туркестанского фронта, народным комиссаром Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ) Туркестанской республики и председателем Ташкентского горсовета. Перед отъездом В.И. Ленин поставил задачу ликвидировать басмачество в Туркестане, и заняться продовольствием и хлопководством. 19 сентября 1920 г. открылся съезд Советов Туркестанской республики, принявший новую Конституцию Туркменской Автономной ССР. В разработке Конституции активное участие принял и Каганович. Войска Туркестанского фронта под командованием Михаила Васильевича Фрунзе при поддержке партийных и советских органов Туркестана разгромили белогвардейцев и интервентов и освободили огромную территорию от Оренбурга, Орска, Уральска, Актюбинска, Семиречья до Закаспия. Но осталось неразгромленным басмачество, которое вновь активизировалось после революционного свержения эмира Бухарского и хана Хивинского. В конце 1920 г. после победы над Колчаком, Деникиным и иностранными интервентами Советская страна получила возможность перейти к этапу мирного социалистического строительства. Каганович принимает активное участие в восстановление предприятий для переработки хлопка. В марте 1922 г. он присутствовал на XI съезда партии. После завершения съезда по предложению Ворошилова К. Е. и Сталина И.В. его назначают заведующим Организационно-инструкторским отделом, а затем Организационно-распределительным отделом ЦК. Это была вторая встреча со Сталиным, с которым Кагановичу в дальнейшем пришлось работать более 30 лет. Теперь суть работы предстояла в организации проверки исполнения, в подборе людей. Проверка исполнения требовала высокого качества самих постановлений, а после их принятия – четкости, установления сроков, лиц, коим поручено дело, их выполнения – одним словом, глубокой ответственности. Надо было уметь отделить главное от неглавного, важное от неважного, уметь решать и мелкие текущие вопросы, уметь выделять главные звенья цепи, как учил В.И. Ленин. Главная задача отдела была в улучшении социального состава партии и всей организационной и идейно-воспитательной работы внутри партии, вплоть до ячеек в рабочих, крестьянских и трудящихся массах и их организациях – профсоюзах, Советах, кооперации, комсомоле и среди женщин. Отдел выполнял также обязанность литературной обработки информационных материалов для печати. Через этот отдел проходили все назначения и перемещения на ответственные посты. 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР, который декларировал создание СССР. После съезда ЦК партии и всем его отделам пришлось работать с удвоенной энергией как с партийными так и с непартийными организациями.
С 1923 г. Каганович – кандидат в члены, с мая 1924 г. – член ЦК РКП (б), с июня 1924 по декабрь 1925 г. – член Организационного бюро ЦК и одновременно – секретарь ЦК РКП(б) – по апрель 1925 г. Работая рядом с секретарями ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным, В.М. Молотовым, В.В. Куйбышевым, Каганович установил с ними тесные отношения. Он ярко проявил себя незаменимым помощником И.В. Сталина в борьбе с оппозициями в высшем партийном руководстве. Всесторонне помогал ему в борьбе с троцкистами и правыми. 5-7 апреля 1925 г. на Пленуме ЦК КП(б)У в Харькове (столица Украины) Лазарь Моисеевич избирается в состав Политбюро и Оргбюро ЦК и Генеральным секретарем ЦК КП(б) Украины. На Украине наряду с борьбой с общепартийной оппозицией велась борьба с националистическими выступлениями против ленинской национальной политики партии и Советской власти со стороны буржуазных националистов разных наций Украины – русских, украинских, еврейских, польских, немецких. Приходилось преодолевать сопротивление проведению украинизации великодержавных националистических элементов, выступающих против украинизации. Одновременно шла борьба против украинских националистических элементов, требовавших форсирования украинизации с применением административно- насильственных мер, в том числе и в отношении украинизации состава пролетариата. По этому поводу И.В. Сталин написал письмо в ЦК КП(б)У, в котором отмечал, что «нельзя украинизировать сверху… это процесс длительный, стихийный, естественный». Каганович полностью поддерживал линию И.В. Сталина по национальному вопросу, а также в отношении НЭПа, боролся за наращивание капитальных вложений в индустриальное развитие Украины, в частности был приверженцем строительства Днепровской ГЭС. В июле 1926 г. он избран кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП (б), а в июле 1928 г. возвратился в Москву на должность секретаря ЦК ВКП (б).
Начало 30-х годов стало периодом героического труда миллионов рабочих, крестьян, интеллигенции и трудящихся, обеспечивших под руководством Ленинской партии выполнение Первого пятилетнего плана социалистического строительства. План был выполнен досрочно за 4 года. В результате его выполнения был заложен прочный фундамент социализма в промышленности и в сельском хозяйстве. Была решена труднейшая историческая задача перевода миллионов крестьянских хозяйств на путь социалистической коллективизации и начала развития машинизированного сельского хозяйства. В эти годы Каганович исполнял обязанности: Секретарь ЦК ВКП(б) (1928-1939); первый секретарь Московского комитета партии (1930-1935); председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б); заведующий Сельскохозяйственным отделом ЦК (с 1933); председатель Постоянной комиссии ЦК по транспорту (с 1932); заведующий Транспортным отделом ЦК (1934); член Президиума ВЦСПС (1929-1933); директор Института советского строительства Коммунистической академии; член Политбюро с 1930 по 1957 г. С августа 1938 г. он заместитель председателя Совета Министров СССР.
В декабре 1930 г., после назначения Молотова В.М. председателем Совета Народных Комиссаров СССР, И.В. Сталин назначил Кагановича своим заместителем по партии. Лазарь Моисеевич не только возглавил работу Организационного бюро ЦК ВКП(б) и ряда важнейших отделов ЦК, но и руководил заседаниями Политбюро ЦК в период отпусков И.В. Сталина. На посту первого секретаря Московского комитета партии он руководит разработкой генерального плана реконструкции столицы (постановление ЦК и Совнаркома «О генеральном плане реконструкции города Москвы» было принято 10 июля 1935 г.); он обеспечил пуск первых троллейбусных линий в Москве; ему принадлежит идея создания первой в СССР детской железной дороги в подмосковном поселке Кратово; он мобилизует коммунистов и трудящихся Москвы и области на строительство и руководит (с1932 г.) строительством метрополитена и Канала Москва-Волга (с сентября 1932 г.). С 13 мая 1935 г. по 1955 г. Московский метрополитен носил имя Л.М. Кагановича. За период работы секретарем Московского комитета партии коммунисты Москвы и области добились превращения Московской области из потребляющей в производящую. При этом надо иметь в виду, что в тот период Московская область объединяла не только бывшую Московскую губернию, но и бывшие Рязанскую, Тульскую, Калужскую и Тверскую (Калининскую) губернии. Москва-река не обеспечивала потребность москвичей в воде. В 1931 г. она давала 27 млн. ведер воды (до революции – 8,7 млн. ведер). После завершения строительства канала москвичи получили 200 млн. ведер питьевой и технической воды (1 ведро – 10 литров). При сооружении канала было выполнено 150 млн. земляных и 30 млн. бетонных работ. Сейчас Москва-река дает 60% потребной Москве воды. Такие грандиозные проекты как Метро (11,6 км за 3 года) и Канал (128 км) теперь уже стали по-плечу набиравшей силу социалистической экономике. Возглавляя сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП(б) в 1933 г., Каганович много сделал для становления МТС и совхозов, осуществляя руководство политотделами данных структур. В 1933-34 гг. он руководил происходившей в стране чисткой партийных рядов.
В 1935-1944 гг. Л.М. Каганович – Народный комиссар путей сообщения СССР. С 1937 г. он по совместительству – Народный комиссар тяжелой промышленности, с января 1939 г. – Народный комиссар топливной промышленности и с октября 1939 г. по июль 1940 г. – Народный комиссар нефтяной промышленности СССР. С августа 1938 г. одновременно заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР.
Как Народный комиссар путей сообщения Каганович в предвоенный период проявил все свои знания, умения, партийную принципиальность в решении транспортной проблемы, за что в 1936 г. был награжден орденом Трудового красного знамени. Еще в годы революции и, особенно, в годы гражданской войны железнодорожный транспорт был в крайне тяжелом состоянии. Лично В.И. Ленин и Советское правительство решительно боролись за преодоление трудностей, спасение от голода и вывоз хлеба из глубинных районов страны. Было принято такое чрезвычайное, острое решение как прекращение движения пассажирских поездов по всей территории России в период с 18 марта по 10 апреля 1919 г. Это освободило 220 паровозов и дало возможность подвезти 3,5 млн. пудов хлеба. Но вопрос с перевозками был решен лишь частично. В конце 1921 г. Народным комиссаром путей сообщения был назначен Ф.Э. Дзержинский. К 1926 г. железнодорожный транспорт был в основном восстановлен. После смерти Дзержинского Наркомом путей сообщения был назначен Рудзутак Я.Э. (с 1924 по 1930 гг.), продолжавший восстановления транспорта. С 1931 по 1935 гг. Нарком путей сообщения Андреев А.А. Период с 1929 по 1934 гг. ознаменовался бурным развитием промышленности и сельского хозяйства в СССР. Это предъявляло повышенные требования к транспорту. В связи с этим были установлены две категории грузов: первая – уголь, металл, нефть, хлеб, ширпотреб и др. и вторая – другие грузы, планируемые начальником дороги. ЦК и Совнарком принимали все меры для улучшения функционирования железнодорожного транспорта. На XVII съезде партии И.В. Сталин говорил: «Транспорт является тем узким местом, о которое может споткнуться, да, пожалуй, уже начинает спотыкаться вся наша экономика, и прежде всего, наш товарооборот». 8 февраля 1935 г. Кагановича назначают Народным комиссаром путей сообщения, оставляя его секретарем ЦК. Одновременно его освобождают от обязанностей председателя Комиссии партийного контроля ЦК (им стал Ежов Н.И.), первого секретаря Московского Комитета партии (стал Хрущев Н.С.), заведующего Сельхозотделом ЦК (им стал Жданов А.А.), заведующего Транспортным отделом ЦК и председателя Транспортной комиссии ЦК, которые упразднялись. Одной из главных бед на транспорте были «предельщики», которые были «убеждены» в том, что железнодорожный транспорт дошел «до предела», что больше чем 53-56 тыс. вагонов в сутки грузить и перевозить он не может. Они утверждали, что коммерческая скорость13-14 км в час является пределом. Они занижали нормы технической и коммерческой скорости и завышали нормы простоев на станциях. Поэтому в среднем пробег вагона составлял 117 км в сутки. Пришлось на практике им доказать, что скорость 18-19 км в час вполне возможна, а со многими пришлось расстаться. «Без тебя большевики обойдутся», - говорил Каганович в таких случаях. Другая бедой была «конвенция» - прекращение погрузки при затруднениях на отдельных направлениях пути. Этими явлениями ряд крупных работников прикрывали свою бездеятельность, беспомощность или даже сознательные злоупотребления. С ними развернулась беспощадная борьба. Кроме того нужно было вести борьбу с авариями и крушениями, которых только в 1934 г. было 62 тыс., а в январе-феврале 1935 г. – 12 тыс. Начальники дорог и аппарат НКПС, знакомясь с докладами о крушениях, принимали их к сведению. Поэтому им было «приказано» лично выезжать к местам происшествий и расследовать причины аварий и крушений. Железнодорожный транспорт развивался. Было построено 200 ремонтных пунктов (по существу – заводов), пущены паровозы ФД (Феликс Дзержинский). Налажен выпуск железнодорожных 150 т кранов, введены комплексные ремонтные бригады. Расписание и график движения поездов стали нормой. Была достигнута среднесуточная погрузка 73 тыс. вагонов. Во второй и третьей пятилетках решались задачи по внедрению тяжелых паровозов СО («Серго Орджоникидзе») и пассажирских локомотивов ИС («Иосиф Сталин», развивал скорость 130 км/час) и ФД (всего выпущено 1928 паровозов ФД). Хуже обстояло дело с электровозами и тепловозами. Продолжалась электрификация железных дорог, освещение станций. Но, несмотря на трудности, к 1937 г. построено1690 км электрифицированных путей. К 1939-1940 гг. очень возросло военное значение железных дорог. В 1939 г. построены новые дороги: Белостокская, Брест-Литовская, Ковельская и Львовская, а в1940г. – Кишиневская, Латвийская и Литовская. 30 июля учрежден и ежегодно отмечается День железнодорожника. Железнодорожный транспорт перестал быть узким местом в народном хозяйстве.
В 1937 г. Каганович назначается Наркомом тяжелой промышленности, а с 1938 г. его вновь назначают Наркомом путей сообщения с сохранением прежней должности. Тяжелая промышленность при общем выполнении плана на 122%, отставала от плана по чугуну, углю и нефти. Были серьезные недостатки в использовании старых мощностей и освоении вновь построенных предприятий. В 1937 г. из Наркомата тяжелой промышленности выделились два новых наркомата: Наркомат машиностроения и Наркомат оборонной промышленности. В Наркомате тяжмаша особое место занимала топливная промышленность: угольная, нефтяная и торфяная. В 1937 г. угольная промышленность не выполняла план добычи угля. Донбасс, имевший 5,4% запасов угля в СССР, в 1938 г. добыл 58,9% угля от всей добычи в СССР. Помня указания И.В. Сталина «Уголь – это настоящий хлеб промышленности», было запланировано по всем угольным бассейнам страны в третьей пятилетке построить 537 шахт мощностью 166 млн. т (в 2 раза больше, чем во второй пятилетке), причем строить шахту не за 5-6 лет, как было, а за 10 месяцев. Не лучше обстояло дело и в нефтедобывающей промышленности: из-за отсутствия оборудования простаивали 642 скважины, в ожидании ремонта – 1100 скважин, в ожидании электроэнергии – 164 и в ожидании обследования – 584 скважины. Впоследствии наркомат был разделен на угольную и нефтяную промышленность. С января 1939 г. Каганович - Нарком топливной промышленности, а с октября 1939 по июль 1940 г. Наркомом нефтяной промышленности, оставаясь Наркомом путей сообщения.
В годы Великой Отечественной войны Каганович – член Государственного Комитета Обороны, Нарком путей сообщения. В военные годы он отвечал в первую очередь за бесперебойную работу железных дорог, на которые в условиях войны легла особая ответственность. На заседании Политбюро на рассвете 22 июня 1941 г. И.В. Сталин сказал членам Политбюро: «Сейчас не будем разрабатывать каких-либо мероприятий. Каждый из вас ведает определенными отраслями деятельности и каждый из вас, не дожидаясь постановлений, возьмется по-военному за немедленный перевод всей деятельности партийных и государственных органов на военные рельсы. Вам, товарищ Каганович, особо необходимо связаться с Генеральным штабом и, не дожидаясь каких-либо директив, обеспечить воинские перевозки». Все 44 дороги железнодорожной сети СССР стали работать по Воинскому графику. Задача – перевозка войск и воинских грузов. Вес воинского поезда был установлен 900 т. За первую неделю войны было погружено 220 тыс. вагонов. Царской России в начале Первой мировой войны потребовалось бы для таких объемов перевозок более 2 месяцев. В июле-августе воинская погрузка снизилась. Враг в течение суток производил 16-33 налета на поезда. Было убито 27 тыс. и ранено около 40 тыс. железнодорожников. Восстановление железных дорог, разрушавшихся врагом – это еще одна важная задача. Разрушенные участки железных дорог, мосты и другие объекты восстанавливали части железнодорожного корпуса генерала Просвирова совместно с гражданскими восстановительными бригадами. В январе 1942 г. в Наркомате путей сообщения было создано Главное управление военно-восстановительных работ. Руководил им Каганович, которому подчинялись все железнодорожные войска. Восстановительные работы велись вслед за продвигавшимися войсками. За пределами СССР было восстановлено: в Польше – 8549 км, Германии – 8998 км, Румынии – 2378 км, Чехословакии – 3267 км, Венгрии -4828 км, и Югославии – 397 км железных дорог. Помнят ли народы этих стран об этом? Не менее важную задачу выполнял транспорт по эвакуации людей, предприятий, оборудования на Урал, Сибирь, в Среднюю Азию. Уже в июле эвакогрузами было занято 300 тыс. вагонов. Облегчение наступило к лету 1942 г. Помимо названных выше задач выполнялась и задача по строительству новых железнодорожных путей. За время войны их было построено 10 тыс. км. Труд железнодорожников был высоко оценен. Орденами и медалями были награждены около 100 тыс. человек, из них около 150 - стали Героями Социалистического Труда. 5 ноября 1943 г. Лазарь Моисеевич также стал Героем Социалистического Труда.
28 июля 1942 г. Каганович назначается членом Военного Совета Северо-Кавказского фронта. Командующим фронтом был назначен Маршал Советского Союза Буденный С.М., начальником штаба – генерал Антонов А.И. (будущий начальник Генерального Штаба). Войска Северо-Кавказского и Закавказского (генерал И.В. Тюленев) фронтов в период с 25 июля по 31 декабря 1942 г. отходили. Противник наносил удары на Ворошиловск (Ставрополь) и Краснодар. Наши войска отступали с тяжелыми боями. 10 августа был оставлен Майкоп, на другой день – Краснодар. 10 ноября враг почти полностью овладел Новороссийском. В конце сентября обстановка на Северном Кавказе для Красной Армии стала менее напряженной. Враг был остановлен на подступах к Туапсе, а в ноябре и на Грозненском направлении и перешел к обороне. В период оборонительных действий Каганович проводил партийно-политическую работу в войсках, руководил созданием оборонительных рубежей и районов, готовил партийное подполье и партизанские отряды в районах Ставрополья и Краснодара, принимал меры по вывозу нефтяного оборудования и выведению из строя предприятий и скважин Майкопнефти. В районе Туапсе в конце октября 1942 г. он был ранен в руку осколком снаряда. В ноябре 1942 г. он был назначен членом Военного Совета Закавказского фронта (командующий фронтом И.В. Тюленев). С 1 января по 9 октября 1943 г. наши войска проводили наступательный период битвы за Кавказ. Каганович в этот период (январь-февраль) проводит партийно-политическую работу, особенно в национальных соединениях курирует инженерные войска, а также транспортные перевозки, принимает участие в подготовке морских десантов. Битва за Кавказ завершилась победой Красной Армии. Наши войска прошли с боями 800 км и освободили территорию площадью 200 тыс. км2. Планы врага по захвату хлебных и нефтяных районов были окончательно сорваны.
На Закавказском фронте Каганович находился до 26 февраля 1943 г., после чего был отозван в Москву и приступил к исполнению обязанностей Наркома путей сообщения до конца декабря 1944 г. С декабря 1944 г. он - заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и заместитель председателя транспортного комитета при Совнаркоме. Еще до окончания войны на основании решения ЦК и Советского правительства от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» советский народ начал восстанавливать разрушенное хозяйство: железные дороги, заводы, фабрики, шахты и рудники, электростанции, колхозы и совхозы, города и села. Уже к концу войны было капитально восстановлено более 6 тыс. промышленных предприятий, 1500 МТС (машинно-тракторные станции) и более тысячи машинно-тракторных мастерских. В августе 1945 г. ЦК и СНК приступили к составлению Четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства. Нужен был цемент, металл, лес и другие строительные материалы. Каганович курирует Министерство строительства тяжелой индустрии и Министерство промышленности строительных материалов. В 1945 г. производство строительных материалов находилось на низком уровне и составляло по отношению к 1940 г.: цемента – 29,6%, кирпича – 18,6%, стекла оконного – 45,1%, извести – 33,1%. В 1946 г. Каганович назначается министром промышленности строительных материалов СССР. В течение Четвертого пятилетнего плана (1946-1950) предусматривалось восстановить старые заводы, но и построить 350 новых предприятий по производству строительных материалов. Из них 35 новых цементных заводов. 1946 год стал переломным в промышленности строительных материалов. Особое внимание обращалось на сельское хозяйство. Разрушенное войной сельское хозяйство в 1946 г. испытало новую беду – засуху. Особенно сложная обстановка сложилась в ранее оккупированных областях Украины. В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП(б) обсудил вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Было принято решение по увеличению производства зерна и, особенно, пшеницы. Пленум освободил Н. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КП(б) У и назначил на этот пост Кагановича Л.М. Хрущева оставили Председателем Совнаркома Украины. Каганович с присущей ему энергией (Стрелец!) приступил к решению поставленной партией задачи. Занимался он не только сельским хозяйством, но и промышленностью, а также чисто партийной и идеологической работой. Особое внимание уделялось восстановлению «Азовстали» и «Запорожстали». Важной заботой были также металлургия, угольная промышленность, энергетика, машиностроение, сахарная промышленность и другие отрасли. Вся эта работа проходила на фоне идеологической и национальной борьбы с украинскими националистами и сионистами. Кроме того на Украине в этот период было много недобитых бандеровских формирований. Среди населения еще сохранялись остатки германской идеологии. С ними также велась бескомпромиссная борьба.
В конце 1947 г. Каганович возвращается в Москву и назначается председателем вновь создаваемого Государственного комитета по материально-техническому снабжению народного хозяйства – Госснаба. Госснабу передавались: Главнефтесбыт, Главметаллосбыт, Главэнергосбыт, Главхимсбыт, Главлесосбыт, Главуглесбыт, Главсельмашсбыт и другие. Напомним, что Каганович оставался заместителем Председателя Совета Министров СССР и Членом Политбюро ЦК. Как заместитель Председателя Совмина Каганович ведал работой Минтяжстроя, Минстройматериалов, Комитета по делам архитектуры, занимался материально-техническим обеспечением железнодорожного, речного, морского, автомобильного и авиационного транспортов.
После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г. Кагановичу доверен пост члена Президиума ЦК и первого заместителя Председателя Совета Министров СССР. Одновременно с мая 1955 г. по июнь 1956 г. он председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по труду и заработной плате. На этом посту Лазарь Моисеевич занимался разработкой нового пенсионного законодательства. После революции 1917 г. для трудящихся были установлены государственные пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1928 г. для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем распространены на всех рабочих, а в 1937 г. – на служащих. Закон о государственных пенсиях 1956 г. значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на получение пенсий. Пенсии стали получать студенты вузов и средних специальных учебных заведений и другие категории. Члены колхозов получили пенсии по закону от 1964 г. С сентября 1956 по май 1957 г. Каганович – Министр промышленности строительных материалов СССР.
Являясь членом Президиума ЦК КПСС, Л.М. Каганович поддержал Н.С. Хрущева в борьбе против Берия Л.П., дал согласие на его арест и казнь. Но со временем Хрущев вызвал у Кагановича негативную реакцию. Вместе с В.М. Молотовым и Г.М. Маленковым Каганович выступил против Хрущева, получив поддержку большинства членов Президиума ЦК. Но «антипартийная группа Молотова-Маленкова-Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова» потерпела поражение и за причастность к ней 29 июня 1957 г. решением Пленума ЦК КПСС Л.М. Каганович был смещен со всех постов и выведен из состава Президиума ЦК и из ЦК КПСС. Он получил строгий выговор с занесением в учетную карточку «за поведение, недостойное звания члена КПСС, за издевательство над подчиненными сотрудниками» и был направлен на работу управляющим трестом «Союзасбест» в г. Асбест Свердловской области, где проработал с августа 1957 по июнь 1959 г. Это фактически была ссылка. После этого ему определили в качестве места жительства г. Калинин (Тверь) без права прописки и жительства в Москве. Позже ему разрешили прописаться в квартире жены Марии Марковны Каганович (Приворотской) (умерла в 1961 г., прожив с Кагановичем 50 лет). Он стал другим человеком, исчезли грубость, «взрывчатость характера», жесткость, подозрительность; появился юмор и мягкость, желание советоваться с близкими людьми, особенно с женой и дочерью Маей Каганович (1923-2001).
У Кагановичей был приемный сын Юрий, военнослужащий. Умер в 1976 г. в возрасте 44 года. У Лазаря Моисеевича была единственная родная сестра Рахиль, которая всю жизнь прожила в г. Чернобыль и умерла в 1926 г. У Лазаря Моисеевича были старшие братья: Израиль Моисеевич (1884-1973) – зам. начальника Главного управления Министерства мясной и молочной промышленности СССР; Михаил Моисеевич (1888-1941) – Нарком оборонной промышленности (1937-1939), а затем – Нарком авиационной промышленности (1939-1941). Застрелился в 1941 г. Юлий Моисеевич (1892-1962) – Первый секретарь Горьковского обкома ВКП(б) (1937-1939), зам. Наркома внешней торговли СССР; Арон Моисеевич – в начале 40-х годов возглавлял главное управление кожевенно-обувной промышленности Украины. После войны – управляющий кожевенным трестом в Киеве.
В декабре 1961 г. Каганович был исключен из рядов КПСС и отправлен на пенсию. Он персональный пенсионер союзного значения с пенсией 115 рублей 20 коп. Жил в Москве на Фрунзенской набережной в доме №50. После отставки Хрущева предпринимал многократные безуспешные попытки восстановить членство в КПСС. В 1985 г. Каганович сломал шейку бедра и с тех пор ходил только на костылях. К тому же он практически ослеп. Телевизор смотрел только в бинокль. Скоропостижно скончался от инфаркта 25 июля 1991 г. в возрасте 97 лет и 7 месяцев. Тело кремировано и урна с прахом захоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Оценки личности Кагановича: МСЭ (1937 г.) «Каганович развернулся как политический деятель, как один из руководителей партии под непосредственным руководством Сталина и является одним из преданнейших его учеников и помощников в борьбе за большевистское единство партии». Советская Историческая Энциклопедия (1961-1976) «в 1932 г. на Кубань была командирована комиссия во главе с Кагановичем, которая провела массовые репрессии партийных, советских и колхозных работников, рядовых колхозников (принудительное изъятие хлеба, роспуск партийных организаций, массовые исключения из партии, выселение населения ряда станиц в северные районы)». М. Горбачев «Сталин – это человек весь в крови. Я видел его резолюции, которые пачками он подписывал вместе с Молотовым, Ворошиловым, Кагановичем и Ждановым. Эта пятерка была самая инициативная». В.М. Молотов «Каганович – он администратор, но грубый, поэтому не все его терпели. Крепкий, прямолинейный. Организатор крупный и вполне хороший оратор… с большим размахом, очень энергичный, хороший организатор и агитатор, но в теоретических вопросах плавал. Кагановича евреи не любят. Они хотели бы иметь более интеллигентного в Политбюро, а Каганович сторонник Сталина». С. Орджоникидзе «Лазарь здорово говорил! Он интересный. Он людей умел поднять».
Лазарь Моисеевич умел работать с людьми. Но будучи умелым организатором и человеком неутомимой работоспособности, Каганович был чрезвычайно властным, требовательным к себе, а еще больше к подчиненным, что, порой, превращалось в откровенную грубость. Он утверждал, что человека характеризует не только то, что и как он делает, но и то, чего он не делает. Его награды: пять орденов Ленина и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда, Орден Трудового Красного Знамени, различные медали. Его именем были названы несколько населенных пунктов, учебных заведений (в том числе Военно-транспортная академия), детская железная дорога, электростанция, московский метрополитен, первый советский троллейбус. Его всегда партия ставила на самые ответственные посты социалистического строительства. В 1957 г. имя Кагановича было снято со всех объектов, названных в его честь. Это сделали свои.

Бережной А.А. Полковник в отставке, военный историк, Колпинский РК КР

 
« Пред.   След. »
Вступить в партию
Вступить в партию Коммунисты России
История КПЛО
Коммунисты Петербурга и Ленинградской Области (КПЛО) - Межрегиональная общественная организация. Создана в 2003г. Имеет государственную регистрацию. Численность - 500 членов. Входит в состав Общероссийской организации КОММУНИСТЫ РОССИИ
Популярные
Позор киносодержанке Бонда! КОММУНИСТЫ ПРЕЗИРАЮТ КУРИЛЕНКО- КИНОСОДЕРЖАНКУ БОНДА -007
ЦИНИЧНОЕ ОГРАБЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФАНТАСТИКИ И ГИМН БЕСЧЕЛОВЕЧНЫМ ОПЫТАМ НАД ЛЮДЬМИ
ПОБЕДА ЗЕНИТА - ПОБЕДА НАРОДА!
Карикатура на космического интернационалиста "ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ" - КЛЕВЕТА НА КОСМИЧЕСКИХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ И ПОДПОЛЬЩИКОВ
СИЯЮЩАЯ СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ РАЗГРОМИЛА АМЕРИКАНСКИХ ФУТБОЛЬНЫХ РОБОТОВ
КОММУНИСТЫ ПЕТЕРБУРГА О ПОБЕДЕ ОБАМЫ
ЭНГЕЛЬС – НОВЫЙ ПОИСКОВИК РУНЕТА
КОММУНИСТЫ ОБРАТИЛИСЬ К МАДОННЕ
западные футболисты издеваются над КНДР ГОРЕ ПОСТИГЛО ВСЕХ КОММУНИСТОВ НА ЧМ 2010 В ЮАР
АКТИВИСТЫ КП: НЕ ПОЗВОЛИМ БОНДАРЧУКУ ОПЛЕВЫВАТЬ КОММУНИСТОВ ДРУГИХ ЭПОХ И ПЛАНЕТ
КРЕМЛЬ СКРЫВАЕТ ПРАВДУ О КОСМОСЕ
Глава ЭССР Андрес Тамм ВНОВЬ СОЗДАНА ЭСТОНСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА!
НЕ РАБОТАЙТЕ В ПРАЗДНИК ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ!
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО КОММУНИСТОВ БАРАКУ ОБАМЕ
АРШАВИН ЗАНИМАЕТ АНТИПАТРИОТИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ
Первые минуты на советской земле ВСПОМИНАЯ САМАНТУ СМИТ
Тот, кто тропку звездную открыл С ДНЕМ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, КП!
КОММУНИСТЫ ПЕТЕРБУРГА ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ МАРИО БАЛОТЕЛЛИ В СВОИ РЯДЫ, ЕСЛИ ЕГО НЕ ПРИМУТ В ЗЕНИТ
Пойдет ли Спилберг на примирение с Россией? КОММУНИСТЫ ДАЛИ СПИЛБЕРГУ ПОСЛЕДНИЙ ШАНС!
ОСТАНОВИТЬ И ПОБЕДИТЬ "БАВАРИЮ"!
Top! Top!